Жители Алатыря недовольны отношением республиканских властей к родному городу
Получил довольно интересный комментарий к моему посту об Алатыре в жж-сообществе "Мои Чебоксары":
"Зачем Алатырю уходить из Чувашии? Причин сделать это - десятки. И с каждым годом их становится все больше. И дело тут не только в экономике. Дело тут - в банальном отношении к городу со стороны республиканских властей."
"Когда надо похвалиться "богатым культурным наследием", "этническим многообразием", развитием Православия, Алатырь вспоминают. Когда же дело касается инвестиций в производство, инфраструктуру, вообще - в развитие, Алатыря как-будто бы и нет в природе. Где строим новые производства, открываем новые больницы? - В Чебоксарах и Канаше. Кому помогаем находить крупные заказы? Предприятиям Чебоксар, Канаша и Шумерли.
А что Алатырь? Да ничего. Кого волнует какой-то там городок за тридевять земель от великой столицы? А ведь именно Алатырь, как самый крупный и развитый на территории нынешней Чувашии начала 20 века город, был "локомотивом" "молодой автономии". И все бы было чудесно, если бы Алатырь был не русским, а именно чувашским городом. Но в этом вопросе советская власть была бессильна. И начала молодая республика строить и развивать свои города - Чебоксары, Канаш и Шумерлю.
Со столицей, конечно, тягаться сложно, да и не было необходимости. Статус второго города Алатырь вполне устраивал. Но в 1960-е появился Новочебоксарск, который обскакал Алатырь за несколько лет (это не составило никакого труда, учитывая то, что в Алатыре строительство так никогда и не стало "индустриальным"). Ну ладно, все-таки город-спутник. Но к 1980 году уже и Канаш (ставший городом только в 1920-е) обходит Алатырь по всем показателям и начинает увеличивать разрыв.
Шумерля по численности населения догнать Алатырь не смогла (помешал развал Союза), но по уровню городского и бытового благоустройства, по среднему качеству жизни все-таки обошла. Так закончилась советская история и началась новая. Но для Алатыря ничего не изменилось. Все также остаточное финансирование (по сравнению с другими городами), все те же нерешенные проблемы, да еще новые добавились.
И при этом от алатырцев добиваются любви к Чувашии. Да за что же ее любить-то? За то, что 80% дорог - грунтовка, за то, что нет нормального уличного освещения, за то, что новые производства открываются где угодно, но только не в Алатыре, за то, что большое число горожан живет в старых неблагоустроенных домах?
За то, что Алатырское художественное училище по желанию какого-то там чувашского художника перевели в Чебоксары, за то, что в Чебоксары был переведен Алатырский пединститут, за то, что чувашские власти наотрез отказались размещать музей скульптора Эрзя (алатырца по рождению) в Алатыре (поставив условие: либо в Чебоксарах, либо нигде)? За то, что совсем недавно из Алатыря в Шумерлю перевели ряд госучреждений и даже реанимационное отделение больницы?.. Скажите, за что?
Есть избитая фраза, но именно она характеризует положение Алатыря в Чувашии: "Чужой среди своих". Алатырь не приобрел ничего хорошего, находясь в Чувашии, но потерял очень много. И самое главное - время."
Текст - неизвестный посетитель жж-сообщества my_cheboxary, фото - Александр Удиков.
Мои посты в жж по теме:
• Зачем Алатырю чувашский язык?!
• Небольшая фотопрогулка по Алатырю (зима 2007 года)




да уж… очень жаль
Ответить
Reply:
Октябрь 29th, 2009 at 11:32
@Andrei_ka, Жаль чего?
Ответить
какая-то потребительская и, простите, проститутская, логика — нам не дали, не заплатили, поэтому любить не обязаны. А если дадут, любить будут? Да и кто от кого любви требует? САмое смешное, сразу вспоминаются подобные высказывания в эпоху перестройки лидеров чувашского национального движения — что Чувашии, мол, дала РОссия, в которой эта Чувашия находится? Лучше было бы, если бы Чувашия была, например, в составе Великобритании, давайте вообще узаконим на территории республики только чувашский и английский языки. ВСе это суть личная неустроенность и комплексы. А вот фразочка «по желанию какого-то там чувашского художника» так просто хамская. ЛЮбви от этого точно ни у кого ни к кому не прибавится.
Кстати, одно время ходили разговоры, что Алатырь хочет присоединиться к Ульяновской области. НО как только Ульяновск благополучно выбился в самые бедные регионы, разговоры как-то затихли.
Ответить
Reply:
Ноябрь 3rd, 2009 at 12:32
Marat, Вы, пожалуйста, не переносите на меня это отношение. Я здесь всего лишь привёл мнение жителя Алатыря. Любить не будут по-любому – в этом убеждён. Но любовь тут особо не нужна. Необходим деловой и прагматичный подход к решению проблем.
Я вот думаю, что никуда рыпаться не нужно. От этого ничего, кроме проблем не будет. И уж денег это точно не принесёт. И что-то мне подсказывает, что Ульяновскую области ещё один проблемный город уж точно не порадует…
Ответить
Надежда Reply:
Май 6th, 2010 at 18:23
Здравствуйте, Александр! Полностью согласна с каждым Вашим словом!Прочла статью, стало больно и обидно за свою малую Родину… Как понимаете, я родом из Алатыря и мне страшно наблюдать, как на глазах превращают наш город в отсталую «территорию». Я учусь по специальности «Государствееный и муниципальный служащий», поэтому все дела, происходящие «на верхушке власти» в Чувашии мне, к сожалению, наверно…понятны.
Это очень страшно осознавать, как 43 000 человек моего города на протяжении всего пребывания Алатыря в составе Чувашии оказываются ненужными и чужими. А ведь не прошло ещё и ста лет, как произошло присоединение города от Симбирской губернии к Чувашии. Кстати, о том хотели ли этого жители, на тот момент никого не интересовало. Хотя по референдумам были выражены открытые недовольства. Это было сделано, главным образом, ради того, чтобы Чувашия получила статус Республики. Именно территории города Алатыря для этого и было недостаточно…
И вот, все эти годы мы испытываем на себе давление и гнёт властей Чувашской Республики. Начиная от того, что в ВУЗах Чебоксар тех, кто приезжает учиться из Алатыря откровенно не любят(это проявляется в любом виде, самый простой пример- слова на зачёте или экзамене:»Ты, судя по акценту, из Алатыря? Иди в другой раз придёшь» И ходим… раза по 3…) А перенос Налоговой инспекции, Банка и, конечно же, самое страшное- реанимации родильного отделения в Шумерлю- это всё как называется?! (к вопросу о том- «за что же Вас любить…») Когда счёт идёт на минуты, человека необходимо везти за 100км… Дай же Бог здоровья тому, кто это всё придумал!
В 2001 году наш город посещал Патриарх Всея Руси Алексий II. Он прошёл по всем святым местам, которых у нас в городе, действительно, много и назвал Алатырь «Православной столицей Поволжья». А спустя 6 лет начинается разработка плана строительства колокольни высотой в 72,5 метра! И вот сегодна её видно издалека! И её колокольный звон слышен на большом расстоянии. Её украшают куранты и вообще это единственная в мире такая высокая колокольня, выполненная в монолитном исполнении. Она уже занесена в «Книгу рекордов России», уверена она и дальше будет прославлять наш город! В Москве есть своя Царь-Пушка, а в Алатыре теперь есть своя Чудо-Колокольня!
Я горжусь своим городом! Люблю его и, не боясь никого и ничего, отстаиваю его честь в любых спорах и делах, касающихся Алатыря.
И хотелось бы обратиться к жителям города: Давайте будем держаться вместе! Стереть нас с этой Земли, если мы сами этого не позволим, ни у кого не получится! Не Их руками строилось, не Им и ломать! Помните, что у нас Великий город с богатейшей историей!
Ответить
Андрей Reply:
Ноябрь 4th, 2009 at 03:00
@marat, Непонятно Ваше возмущение. Вас возмущает, что город не хочет умирать, но хочет развиваться? Согласитесь, у всех есть на это право. И проблема не в том, что «не дали», а в том, что отняли и продолжают отнимать. Можете сколько угодно думать, что все это – следствие «личной неустроенности». Только проблем это не решает. Или, по-вашему, грязные тротуары, отсутствие освещения, разрушенный исторический центр и т.д. – исключительно моя «личная неустроенность»?
Может Вам не понравились строки, которые могли показаться националистическими и хамскими. По этому поводу я уже отвечал здесь: http://community.livejournal.com/my_cheboxary/137927.html Могу повторить: я вполне способен отделить «сомнительные» с разных точек зрения решения отдельных представителей власти от межличностных отношений. В дополнение, приведу цитату из архивного документа:
«СНК Чувашской АССР постановил организовать в г. Алатыре с 1930/31 учебного года Индустриально-путейский техникум.
Предложить Наркомпросу ЧАССР обеспечить комплектование лицами коренной национальности ЧАССР».
ЦГА Чувашской Республики. Ф.Р.-203.-Оп.1.-Д.91.-Л.536-545.
Как видите, это не выдумка, а имевшие место факты 1920-30-х гг., характеризующие «климат» того времени. При этом я абсолютно убежден, что данные факты НИ В КОЕЙ МЕРЕ не характеризуют повседневные бытовые межчеловеческие отношения людей разных национальностей ни в описываемый период, ни, тем более, в настоящее время. Более того, я не склонен считать, что подобные факторы хоть в какой-то мере присутствуют сегодня в отношении республиканских властей к городу. По крайней мере, я на это искренне надеюсь.
И, кстати, идея присоединиться к Ульяновской области (а точнее, все-таки вернуться) появилась именно из-за угрозы прихода к власти в Чувашии националистов в начале 1990-х.
В заключение приведу ссылку, которая не только описывает состояние города в начале 2000-х (по большей части не сильно изменившееся), но касается причин и предыстории такого состояния:
И еще одна ссылка на небольшое, но важное упоминание города профессором МАРХИ В.Л. Глазычевым:
P.S. Замалчивание проблем – не выход. Выход – в их признании и решении.
Ответить
Александр Львович Reply:
Май 24th, 2010 at 18:05
@marat,
Это не затихло. нас затихли спецслужбы. каждого кто учавствовал в движении отделения и передачи алатыря в симбирскую губернию, выжывали или привозили в КГБ и МВД. и «уговаривали» заткнуться. кто не послушался уехал в места не столь отдаленные по разным незначительным статьям
Ответить
Не отрицая отношения к городу республиканских властей, все же думается: а от властей города совсем-совсем ничего не зависит? Неужели назначение властей, выбираемых жителями, только в том, чтобы сидеть и ждать, когда подадут?
Ответить
Reply:
Ноябрь 4th, 2009 at 21:20
@Вадим, Как мне показалось, местные власти и не пытаются договариваться, а конфликтуют уже из-за принципа. Впрочем, это мои догадки – я действительно «не в теме».
Может-быть, уже договорились… У нас это единственный путь.
Ответить
Александр Львович Reply:
Май 24th, 2010 at 18:24
@Александр Удиков, в настоящее время алатырские власти. как и депутаты барыги. уже договорились и не конфликтуют с республикой. они имеют а вас имеют
Ответить
Андрей Reply:
Ноябрь 4th, 2009 at 23:28
@Вадим, Вы совершенно правы, от городских властей очень многое зависит. Но, во-первых, комментарий, ставший постом, имел определенный контекст. Во-вторых, как бы ни был велик энтузиазм города и его властей изменить что-либо, одного желания для заведомо дотационного города недостаточно. А это – уже проблемы системного характера. И выхода отсюда, к сожалению, только 2: либо уходить в «глубокую оппозицию», понимая свою правоту, но заведомо ввергая город в полную нищету; либо вставать на путь полного и беспрекословного послушания (за последние 15-20 лет наши городские власти пробовали и то и другое). При этом третьего пути – договариваться, но и отстаивать собственные интересы – по-видимому, не дано. К тому же, зачастую интересы властей (в т.ч. городских и в т.ч. персональные) не совпадают с интересами людей…
Да, еще. Конфликт действительно был. Где-то в 2001-2004 гг. Темная и неприятная история. Потом вроде бы договорились, и, казалось, подул «ветер перемен». Но большинству планов и мечтаний так и не суждено было сбыться.
Ответить
Для того чтобы понять в каком состоянии находится Алатырь, достаточно взглянуть на карту. И главный вопрос: на каком языке разговаривают большинство горожан? Ведь именно язык определяет нацию, а не нации придумывают языки себе на потребу. Если чувашский, то будет менталитет чувашский(радость, свадьба, песни с плясками, сравни кличку пр.Н.Фёдорова Колька-Праздник). А у русской нации другая задача-поиск, а не праздники.
Ответить
Reply:
Ноябрь 9th, 2009 at 12:18
Зобар, имхо, «радость, свадьба, песни с плясками» – всё это так же свойственно и русским.
Многие из чувашей говорят на русском. Я бы так сказал – не язык определяет нацию, а нация язык. А вот менталитет действительно нередко определяет нацию. Если не в глазах самого человека, то в глазах окружающих.
Только, если честно, я совсем не понял, что Вы этим хотели сказать…
Поиск? Да,русский человек вечно в поисках. Но пока так ничего и не нашёл. И не найдёт, если так будет действовать. Искать надо не где-то там, а у себя в городе, в своей земле. Мне так кажется…
Ответить
Сейчас Алатырь просто раздавят за «антиправительственные» высказывания в адрес руководства Чувашии.
Один из этапов уже обрёл реальную полит. окраску…
… «1 декабря, чувашские депутаты во втором чтении приняли проект закона о республиканском бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В рамках целевой программы дополнительной поддержки занятости населения на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки безработных и граждан, находящихся под угрозой увольнения город Алатырь вообще ничего не получит, хотя изначально предполагалось выделение порядка 3,2 млн рублей, сообщает информационное агенство «Регнум»".
Ответить
Reply:
Декабрь 3rd, 2009 at 10:13
fasol, а что за высказывания были? Я что-то пропустил? Да уж,отношение властей так себе. ИМХО,очень предвзятое отношение с обеих сторон. Но если городские власти ещё можно понять, то республиканские – сложно.
Ответить
Александр Львович Reply:
Май 24th, 2010 at 18:25
@fasol, Алатырь не получил дотации не потому что против. а потому что по остаточному принципу.
Ответить
Людиииииии!!!! Алатырцыыыыыы!!!! Очнитесь!!!! вас уничтожают, уничтожают не физически, а духовно… все эти твари, не побаюсь этого слова, которые руководят моим родным городом, делают всё возможное и даже то , что казалось-бы невозможным , для уничтожения города , именно в том смысле в котором мы его привыкли воспринимать, т.е. городе значимым ,с достаточно богатой историей. Они хотят ,чтобы мы даже проживающие не в городе,больше с гордостью не называли бы себя АЛАТЫРЦАМИ! они уже уничтожили многое, но совсем недавно они покусились на святое : на звание ГОРОДА…. они хотят сделать из Алатыря посёлок какого то там типа…. Жители задумайтесь! И объявите бойкот мариськину и его прихвостням, ведь только общими усилиями мы сможем спасти наш ГОРОД!
Ответить
Надежда Reply:
Май 25th, 2010 at 17:09
Я согласна с тем, что замалчивая эти мелкие (для властей…) проблемы, как перенос Банка, Налоговой и реанимации при роддоме в Шумерлю, мы даём убить честь Нашего города! ИМЕННО ГОРОДА! Исконный статус, не присвоенный и не преобретённый, а именно изначальный! Ребята, это город! НАШ ГОРОД! С богатой культурой и историей! И только в наших интересах защитить его от произвола, от этой, своего рода, тёмной политики, потому что кто-то явно преследует в этом хорошую выгоду лично для себя, а страдает население. Тысячи!
И когда в больничных картах в Чебоксарах через принтер пропускается страница с текстом: «г. Алатырь… ФИО, а следом «житель-сельский»…вот тут извините! ДА НЕ ДОЖДЁТЕСЬ! Не вашими руками строилось, не ВАМ И ЛОМАТЬ!
Так что…ИСПРАВЛЯЙТЕ НА «ГОРОДСКИЕ»… Так. Было и будет!
Ответить
Кстати, люди, вы не заметили поразительную вещь? На протяжении всей дороги от Алатыря до Чебоксар стоят большие вывески с названием районов на русском и чувашском языках. Так вот я заметил что абсолютно все районы, кроме алатырского имеют русское название большими буквами и лишь мелкими внизу чувашскими, и только один Алатырский Большими буквами по чувашски и маааааленькими еле заметными букафками на русском. Вы думаете это совпадение???
Ответить
Именно по таким прогнозам в Алатыре скоро станет невозможно жить, поползли слухи, организуются митинги, высказывания в сторону администрации и властям ЧР. МЫ РУССКИЕ – НАС ДАВЯТ. Не исключено что может возникнуть расовая неприязнь, будут организовываться различные молодежные движения, к примеру скинхеды, которые тоже борются за чистоту нации. Толька здесь все интересно так получается, нас первыми начала уничтожать республика хых.
Ответить
Да ладно, на Федорова грешить, он сошка мелкая, ж..полиз по жизни. И если что и делает, то лишь с позволения вышестоящих. Опускание города идет оттуда откуда вы чаете надежу и спасение. А именно от РПЦ. Город то хотят в кольцо, то ли золотое, то ли серебряное включать. значит бабки потекут рекой. Гостиницы, экскурсии и проча. А чтобы на все это было место, нужно просто напросто устроить, то что устраивают сейчас. Демпинг,всего города,чтобы за копейки скупить территорию. Вот и все.
Ответить
Горько и обидно за РУССКИЙ народ! мои корни с Порецкого района. Я русский с большой буквы! И несомненно горжусь этим не только в Чувашии, но и в Москве, Украине, Германии, Португалии… К моему сожалению, и Порецкий район, и Алатырь относятся к Чувашской республике, хотя никаким местом (подчеркиваю) к данной республике относиться они не должны, уж простите. Люди здесь абсолютно другие, уточнять не буду, словом-не чуваши! И мне лично стыдно (именно так), когда приходится кому-то говорить, что я с Чувашии, и слышать в ответ: «ааа…чувашин» и хохот…Как бы ни пафосно все это звучало, но это действительность. Русских в Чувашии не любят – и это неоспоримый факт. И все делают для того, чтобы русскому жить здесь было, скажем, не очень хорошо. Жизнь побросала по разным городам и странам, лишь недавно (3 года) я живу в Чебоксарах. Под первоначально красивым фантиком облизанного города, «ахам и вздохам» от прелестей залива и милого маленького городка прячется наглый, хамоватый и невоспитанный, неразвитый сельский народец, перебравшийся в город и захватывающий себе новые территории, порядочных интеллигентных людей по пальцам пересчитать,но они Слава Богу есть, многие норовят обставить да облаить (да-да!) на исковерканном русско-чувашском языке с акцентом первобытности. Первое, что испытываешь при таком отношении- ШОК! второй шок после того, когда понимаешь, что люди к этому ПРИВЫКЛИ! устроиться на хорошую работу не чувашу, даже при наличии образования и опыта работы – из области фантастики. Где же равноправие? разве я не на территории РФ живу? почему мои права ущемлены? тут мои корни, тут мои родители и бабушки с дедушками, но я НИКОГДА не мог назвать Чувашию родным домом, и до сих пор не могу! Чего же я могу добиться, как развиваться в таком городе? Более того, почему же сами чуваши тикАют отсюда? Сфера обслуживания- это отдельный долгий разговор, тут даже такого термина нет. Никакого обслуживания здесь нет, к клиентам обращаются на «ТЫ», вы уж извините, но от такого просто выворачивает, может, этот город и был самым благоустроенным, но уж никак самым культурно-развитым. А самое обидное, что никто даже не хочет исправить ситуацию. Те бы деньги, что вбухивают в уборочные мероприятия города, направили на культурное перевоспитание народа, на развитие молодежи: спортивное, музыкальное и т.п. А то она только пиво попить на том же заливе, да подебоширить. И вы, чувашский народ этим гордитесь? это вы передаете своим детям? Посмотрите правде в глаза, вас никто никогда не ущемлял, так и русских не надо «гнобить»!!!!! И не надо злить русских, с нами надо дружно жить;)
Ответить